Сита Деви, воплощение богини удачи, Лакшми Деви, является вечной супругой Господа Рамачандры.
В легендарном эпосе «Рамаяна» повествуется история жизни и деяний Господа Рамы, но не Его самого, а в тесной связи с Его единственной верной благочестивой женой Ситой. По ведическим канонам, Шримати Сита Деви считается образцом целомудренной, верной, мудрой жены, готовой пойти ради своего мужа в буквальном смысле и в огонь, и в воду.
Она получила в мужья Раму и всю жизнь ценила это, как дар Божий. Она стала для своего мужа надежным другом, верной женой, преданной спутницей – всем, что должна олицетворять в себе истинная женщина, и даже более. Ее преданность мужу выражалась в том, что она без раздумий приняла решение уйти в ним в изгнание в лес на долгих 14 лет, ведя там такой же аскетичный образ жизни, как и Он. Она во всем смиренно разделила Его участь — спала, как и Он, на земле, питалась кореньями и плодами. Такие поступки Ситы – это пример того, что верная жена никогда не покидает мужа — ни в горе, ни в радости.
Сита была всегда послушной женой, строго исполнявшей волю своего мужа. Ей слишком трудно было переносить разлуку с любимым мужем. И еще труднее было ослушаться своего мужа или усомниться в Его правоте. Даже когда Он приказал Сите войти в пламя костра, чтобы очиститься от скверны, полученной во время ее пребывания в плену у демона Раваны, благочестивая женщина решительно вошла в костер. И горячие языки пламени не причинили вреда верной жене Рамы — Агни в облике брахмана вывел её из огня, отдав в руки законному мужу. Тем самым Сита Деви доказала свою чистоту в мыслях, словах и действиях.
Именно на таких ярких исторических примерах современная женщина должна учиться правильно понимать свое предназначение, выполнять свою роль жены и матери, правильно относиться к исполнению своих обязанностей. К сожалению, в нашем обществе утрачиваются такие качества как смирение, чистота, целомудрие. Более того, «благодаря» развитию цивилизации и эмансипации, эти понятия становятся архаизмами, пережитками прошлого. Это считается слишком несовременным. Хотя никакой современный мужчина не откажется от гармоничной обстановки в доме, где царит любовь, где послушная жена всегда готова служить мужу, признавая его старшинство и главенство в семье, где дети растут в атмосфере уважения и теплых отношений. Это говорит о том, что никакие это не пережитки, а вечные ценности, которые всегда будут востребованы. Другое дело, может ли современное общество поддерживать такие высокие стандарты отношений. Но те люди, которые стремятся к духовности, руководствуются в своей жизни законами нравственности, будут принимать эти истории как примеры высоких отношений, достойные подражания.
Женщина в ведическом обществе
Как говорится в Ведических писаниях, во Вселенной есть два начала – мужское и женское, зависимое и независимое. И женщина по своей природе занимает подчиненное, ведомое положение. Ей гораздо легче служить, чем повелевать. Чанакья Пандит говорил: «Муж служит Богу, а жена — мужу». Покорив мужа своей преданностью и любовью, она может обрести семейное счастье.
От женщины напрямую зависит то, насколько благочестивым будет потомство. В ведической культуре к женщине с самого детства относятся с большим уважением, называя её ласково матаджи («матушка»). По канонам ведической культуры, женщина хранит верность мужу и во всем разделяет его долю.
Высокое предназначение женщины
Суть ценностей ведической цивилизации сводится к тому, что исполнение дхармы – т.е. предписанного долга или обязанности — превыше всего, в том числе материального благополучия и даже самой жизни.
сполняя свою дхарму, человек обретает материальное благополучие (артху), чувственное удовлетворение (каму) и в конечном счете — высшее благо (мокшу) — освобождение от всех страданий.
Истинная дхарма женщины — быть целомудренной, преданно служить своему мужу.
В далекие времена наши предки знали, в чем сила и особая роль полов. Рождение в семье девочки было благословением Небес. Само слово «девочка» – уменьшительное от «дева», на санскрите звучит как «божественная». Родители верили, что с её рождением в их семью пришла любовь, радость и божественный свет. В нынешние времена, когда знания о жизни в гармонии почти утрачены, девочки так же неосознанно, но с детства склонны проявлять свою божественную природу: они послушнее мальчиков, прилежнее учатся, стараются создавать вокруг себя красоту и гармонию, заботливы и добры.
Воспитывая дочку, родители проявляли к ней ласку и мягкость. Строгие наказания или же резкие высказывания в её адрес были абсолютно недопустимы. Задачей родителей было сохранить её чистоту и дать возможность максимально проявить и развить качества женского характера, те божественные качества, на которых держался мир. Воспитанная таким образом девочка, становилась хранительницей счастья всех людей, защитницей рода.
Веды подтверждают, что психическая сила женщины в несколько раз превышает мужскую психическую силу. Это соответствует закону гармонии: мужчина сильнее физически, а женщина – энергетически. Таким образом, все мысли женщины, молитвы и медитации, и просто желания, оказывают на окружающий мир гораздо более сильное влияние. В священных писаниях говорится, что мысль женщины равна действию мужчины.
С древних времен известно, что верная и чистая жена способна защитить своего супруга, находящегося на поле боя. Женская сила может окружить мужа непробиваемой защитной стеной. Такие мужья возвращались домой невредимыми из любых баталий: даже если в него летели тысячи копий и стрел, они пролетали мимо…
Женщина действительно обладает способностью возвысить мужчину до небывалых высот, если она чиста и разумна. Как гласит известное изречение: «Женщина может превратить любого глупца в мудреца, и мудреца – в глупца». Став матерью, она получает священную возможность создавать будущее Земли: растить тех, кто будет развивать жизнь на планете дальше, тех, кто будет проращивать те зёрна, которые она в них заложит.
Девочек в ведическом обществе не отдавали в ашрам для обучения их наставником (гуру), так как они от природы менее приспособлены к такой аскетической жизни. Они получали образование дома и узнавали о Боге от странствующих проповедников. Именно так, от Нарады Муни, впервые узнала о Кришне Рукмини. А от старших членов своей семьи девочки перенимали искусства и навыки, необходимые для их варны. При этом они уже с детства осознавали, что цель их жизни – стать хорошей женой и матерью, и тщательно к этому готовились.
Согласно ведическим писаниям, основные обязанности женщины таковы :
— Женщина обязана хорошо вести домашнее хозяйство;
— Женщина не обязана зарабатывать деньги;
— Женщина обязана помогать своему мужу стать настоящим духовным лидером в их семье;
— Женщина обязана поддерживать стандарт поклонения семейным Божествам, установленный мужем;
— Женщина должна родить и вырастить как минимум одного ребенка;
— Женщина обязана заниматься воспитанием детей;
— Женщина обязана проявлять заботу о старших и младших родственниках как со своей стороны, так и со стороны мужа;
— Женщина обязана удовлетворять чувственные потребности своего мужа, стремясь к соответствию с принципами, утвержденными священными писаниями;
— Женщина обязана строго следовать установленному этикету при общении с другими мужчинами и оберегать собственного мужа от внимания посторонних женщин и влечения ими.
Основные качества истинной жены
1. Чистота.
Чистота женщины на физическом плане даже не обсуждается. Не менее важна ее чистота на тонком плане. Внутренняя чистота обозначает, что женщина не загрязняет себя неправильными отношениями с чужими мужчинами. Эта черта женщин поддерживает стабильность в человеческом обществе.
Веды говорят, что природа женщины такова, что самый первый опыт общения с мужчиной для неё наиболее глубокий и значимый, а последующие уже становятся более поверхностными. Поэтому, после многих связей с противоположным полом, такая женщина не сможет испытывать глубокие чувства по отношению к своему супругу и быть ему верной. Жена дает своему мужу способность достигать целей только тогда, когда она сама обладает внутренними качествами чистоты. Например, чистота ума проявляется как умение видеть во всех людях только хорошее.
Чистота женщины — это ее тонкая красота. В древних писаниях говорится о том, что внутренне чистая женщина наделена непосредственностью, открытостью, доверчивостью, скромностью, верностью, преданностью, терпением, целеустремленностью, мудростью, а также умением приятно говорить, хорошо готовить, красиво танцевать. Такая женщина счастлива в браке и, воодушевляя своего мужа, приносит ему удачу, материальное благополучие и славу.
2. Опытность.
Опытная или мудрая жена ведёт себя таким образом, что её муж не создаёт беспокойств для общества и не пытается соблазнить других девушек. Женщина играет главную роль в плане сохранения семьи. Веды говорят, что когда супруга становится так же раздражена, как и её муж, тогда жизнь в доме, несомненно, будет потревожена, и, в конце концов, полностью разрушится. К сожалению, в нынешнее время женщина не ведёт себя смиренно, поэтому семейная жизнь полна беспокойств, и очень часто вспыхивают скандалы, предотвратить которые женщина не может из-за недостатка мудрости.
Если женщина не преданна мужу, то такая семья несчастлива, потому что мужчина склонен любить свою жену просто за её внешние качества — за её красоту, за её поведение, за её молодость, за её преданность ему в уже более старшем возрасте. Но женщина любит мужчину за более глубокие вещи — за его разумность, за его поведение в обществе в целом, за его целеустремлённость и т.д. Другими словами, женщина либо преданна своему мужу, либо непреданна. Поэтому в Ведах говорится о том, что женщина должна найти себе достойного человека. Это означает, что она должна найти человека, которому она потом всю жизнь сможет быть преданна.
Но даже если жена просто начинает считать своего мужа достойным, то постепенно он реально становится достойным. А если мужчина начинает становиться достойным по своему желанию, сам, то жена автоматически начинает его уважать.
3. Целомудрие.
Это значит, что женщина верна и даже в мыслях не изменяет своему мужу.
Целомудрие женщины сказывается и на всём обществе. Целомудренную жену с древности почитали и превозносили как богиню. Арджуна говорит в «Бхагавад-Гите», что если женщина не целомудренна, то всё общество деградирует и разваливается. Потому что, если дети рождаются в похоти, то они становятся совершенно бесполез-ными и способны разрушить все общество.
Если все женщины будут хорошими матерями и женами, то они становятся основой идеального общества. Это касается также и мужчин. Если они получили жену, то они не должны думать о других женщинах. Есть одна жена, и этого достаточно.
Верность мужу является для женщины первой религиозной заповедью. И если муж, на ее счастье, является великим преданным, их союз становится совершенным, и оба они достигают цели жизни.
Целомудрие содержит такие признаки женской добродетели, как служение мужу, доброжелательность по отношению к нему, хорошее отношение к его родственникам и друзьям, разделение с ним обетов, верность.
4. Быть приятной мужу.
Женщина – это сама энергия, то есть сила, с помощью которой мужчина способен легко достигнуть счастья в своей жизни. И не только в семейных взаимоотношениях, но и во всех других начинаниях. В том числе в духовном прогрессе. Поэтому, когда жена приятна мужу — это означает, что муж её принимает и принимает её силу воздействия на себя.
Сита была очень дорога Раме, Он говорил: «Мой отец выбрал ее мне в супруги». Он наслаждался её красотой и добродетелями, и радость Его росла день ото дня. Сита отвечала на любовь, переполнявшую сердце ее господина, с удвоенной силой. С безграничным доверием она раскрывала ему все свои мысли и так же читала все мысли своего господина. Несравненная царевна, дочь Джанаки, царя Митхилы, своей небесной красотой подобная Шри, увеличивала славу сияющего Рамы. Сита была инкарнацией Лакшми, которая своим присутствием увеличивает славу несравненного Вишну.
5. Правдивость.
Правдивость женщины проявляется в том, что женщина склонна быть правдивой и простодушной, поэтому она честно относится к окружающим и к близкому человеку. Именно она поддерживает такие возвышенные отношения в семье.
Правдивая женщина вдохновляет своего мужа быть столь же правдивым с ней. Но если жена что-то скрывает от супруга, она побуждает его действовать так же скрытно.
Женщина всегда побуждает мужчину к действию лишь своей внутренней силой. Она не командует и не топает ногой, просто ведя себя правдиво, тем самым она приказывает ему относиться к ней честно. И несомненно, мужчина не сможет относиться по-другому, потому что такова мужская природа. Женщина задает тон отношений в семье — таков принцип семейных отношений.
Если эта женская сила, энергия, действует правильным образом, то семья сохраняется. Мужская же энергия — это сила вне семьи, то есть он занят внешней деятельностью, за пределами дома, а в семье он отдыхает. Для него семейные отношения — источник наслаждения, а для женщины — способ существования и самосовершенствования. В этом их основные отличия друг от друга.
Шрила Прабхупада говорил: «Жена должна быть готова во всем следовать за своим мужем, разделяя все его стремления и принципы, тогда их жизнь будет счастливой. Ее долг принимать те особые обстоятельства, в которых находится ее муж».
Покорность и преданность жены вызывает у мужа желание опекать её и заботиться о ней. Это особенно проявляется во время беременности и воспитании детей. Эти черты должны быть заложены в женщине с самого детства родителями – это залог их спокойствия, так как они будут уверены, что муж всегда будет заботиться об их дочери.
Женщины должны быть склонны к самопожертвованию ради служения мужу и своим детям. Для этого жена должна быть очень терпелива. Характер мужа скорее всего не изменится, дети будут не только радовать, финансовое положение возможно будет нестабильным и т.д., но жена всегда должна быть спокойной и счастливой. Это её аскеза и это её очищает и делает возвышенной и счастливой. Таким образом, женская жизнь — это практически жизнь самопожертвования.
О любви Ситы и Рамы говорят, как о любви, превосходящей даже смерть. О чем думала Сита, сосланная Рамой в лес, Сита, которой не позволено было даже попрощаться с тем, кого Она любила больше всего на свете? Много лет спустя Лакшман пришел в лесной ашрам Вальмики Муни. Там после долгой разлуки он снова увидел Ситу. Он опустил голову, чтобы не смотреть в Ее огромные, покрасневшие от слез глаза. А Она дрожащим голосом спросила: «Скажи Мне, Лакшман, как поживает жемчужина династии Икшваку, родившаяся из лона раковины Каушальи? Стала ли слава Его безупечной, после того, как Он отослал меня в лес? Если так, то Я могу считать себя самой счастливой женщиной на свете. Не обижается ли Он на Меня, за то что Я стала причиной Его бесчестья? Для царя, которому недорога даже собственная жизнь, нетрудно отказаться от самого дорогого, что у Него есть. Я позор для царя. Спасибо тебе за то, что ты привез Меня сюда. Теперь Я служу Раме здесь, в разлуке с Ним, совершая каждодневную аскезу. Пожалуйста, передай Ему, что Я очень счастлива в лесу, чтобы Он не корил Себя. Мне не в чем Его упрекнуть. Он — по-прежнему Мой царь и возлюбленный мой».
Жена — это воплощение самых хороших качеств мужа
Веды говорят, что женское начало несёт в себе многие достояния. Если мужчина добивается чего-то в жизни, то, прежде всего, этим он обязан своей верной жене.
Присутствие рядом благочестивой женщины приносит её мужу :
- славу;
- удачу;
- изящную речь;
- память;
- рассудительность, разум;
- целеустремлённость;
- терпение.
Причём, эти качества появляются у мужа благочестивой женщины, даже если у него их не было, и возрастают в описанной последовательности.
«Преданная жена всегда сопровождает своего мужа, даже в мир иной», — говорят Веды. Она делит с ним все беды и несчастья, ибо у них одна общая судьба. Если жена первой уходит из этой жизни, она в тонком теле ожидает своего мужа в мире ином. А когда первым уходит из жизни муж, святая жена следует за ним после своей смерти.
Именно по всем этим причинам мужчина должен очень серьёзно подумать о том, чтобы обрести истинного друга, как в этом мире, так и в будущей жизни. Надо пытаться найти себе именно такую жену. А женщины также должны хорошо понимать, в каких случаях они обретают успех и счастье в жизни.
Однако, семейное счастье — это абсолютно бесполезная вещь в том случае, если семья не стремится к самосовершенствованию.
Веды говорят, что смысл жизни — это понять свою духовную природу; понять, что мы — души, что мы — вечные, что мы никогда не умираем, умирает лишь тело.
Также Веды говорят, что наша цель — это обрести духовные взаимоотношения с окружающими нас живыми существами и полюбить Бога, потому что Бог, это — духовное живое Существо.
Источник: http://krishna-mariupol.org.ua/index.php/culture/prazdniki/412-shrimati-sita-devi-olitsetvorenie-istinnoj-zheny.